Поместные Соборы древней Церкви, проходившие в г. Анкира, наиболее известны следующие: 314 г. Собор, состоявшийся до Всел. I Собора, его правила в числе правил 10 Поместных Соборов приняты всей Церковью. В Соборе участвовало 18 епископов М. Азии и Сирии. Первенствующими на Соборе были Виталий, еп. Антиохийский, Агриколай, еп. Кесарии Каппадокийской, и сщмч. Василий, еп. Амасийский, председательствовал еп. Виталий. Собор был созван после прекращения гонений на христиан имп. Максимина для рассмотрения вопроса о возможности возвращения в церковное общение падших, тех, кто из страха или по к.-л. иной причине отступили от Церкви и по прекращении гонений просили принять их в общину верных. Нужно ли их принять в общение и сама процедура возможного принятия иерархам были неясны. Проблема стала обсуждаться в христ. об-ве сразу же по прекращении первых гонений. Высказывалось в основном две т. зр.: отпадших, но раскаявшихся принимать в Церковь как язычников, совершая над ними таинство Крещения; принимать по испытании их в течение назначенного срока, после принятия ими покаяния. По 62-му апостольскому прав.: «Аще кто из клира, устрашась... отречется от имени Христова: да будет отвержен от Церкви. Аще же отречется от имени служителя Церкви: да будет извержен от клира. Аще же покается: да будет принят, яко мирянин». Руководствуясь принципом икономии, отцы Собора для всех признают принципиальную возможность покаяния, не осуждают тех, кто избежал гонений (прав. 3).
Собор принял 25 правил. Первые 9 правил и 12-е имеют непосредственное отношение к главной теме, остальные говорят об общей церковной дисциплине. Правила определяют церковные епитимии для разных категорий отпавших в соответствии с их действиями и условиями, в к-рых они находились. 1-е прав. дополняет Ап. 62, упоминая о пресвитерах, к-рые, раскаявшись в своем отступничестве, претерпели мучения, открыто исповедуя веру Христову,- такие пресвитеры могут носить священническое звание и пользоваться священнической честью, но поскольку они осквернились отступничеством, то сделались недостойны приносить св. жертву и осуществлять к.-л. священническую службу. 1-е прав. подчеркивает, что пресвитеры могут оставаться в священническом звании и пользоваться честью, если их раскаяние было искренним, а их мученичество не было сговором с гонителями. 2-е прав. все сказанное в отношении пресвитеров распространяет на диаконов. В норме запрещая им когда-либо совершать диаконскую службу, правило дает епископу власть поступать с такими диаконами по собственному усмотрению сообразно их усердию в вере. 3-е прав. обязывает немедленно принимать в общение (если по излишней осторожности они были отлучены от него) тех, кому насильно вложили в руку или в уста что-либо идоложертвенное, но вместе с тем они продолжали открыто заявлять о своей вере - это относится и к мирянам, и к клирикам, мирянам разрешается принимать священный сан. 4-9-е правила регламентируют церковные наказания для лиц, действовавших по принуждению или без принуждения, но только по своему малодушию, с веселым лицом и в праздничных одеждах принося жертву идолам (6 лет покаяния без св. причащения) или с печалью и сожалением (если не ели идоложертвенного - 2 года покаяния, после чего принимаются в общение и на 4-й год допускаются к св. причащению; если ели - 3 года покаяния, после чего принимаются в общение, но еще нек-рое время не допускаются к св. причащению) и т. п. Эти правила отражают практику покаяния в древней Церкви, в них перечислены ступени покаяния, на последней ступени кающиеся могли присутствовать на Евхаристии («в общении молитв»), но не допускались к причащению.
Остальные правила Собора касаются внутреннего церковного устройства, а также различных нравственных и дисциплинарных нарушений. Наиболее важным для своего времени является 13-е прав., запрещающее хорепископам поставлять пресвитеров и диаконов. Правило свидетельствует об уточнении иерархических отношений в Церкви, подчиненное положение хорепископа епископу города было подтверждено 10-м прав. Антиохийского Собора (341), Лаодикийский Собор (ок. 340) 57-м прав. запретил впредь поставлять епископов в села и малые города (функции хорепископов стали исполнять периодевты, находившиеся при епископах и объезжавшие церкви в мелких населенных пунктах). Запрещение было подтверждено 6-м прав. Сардикийского Собора 343 г. 13-е прав. также возбраняет епископам рукополагать пресвитеров в др. города без письменного согласия архиерея той епархии (ср.: Ап. 35). 18-е прав. Собора говорит о епископах, к-рые, будучи рукоположены законным образом, не были приняты епархией (см. Абсолютное рукоположение), таковые епископы не должны приходить в др. епархии и утеснять поставленных там епископов, в противном случае «лишать их и пресвитерской чести, и быть им отрешенным»).
10-е прав., разрешающее диаконам вступать в брак при условии, что они при рукоположении заявили о своем намерении жениться, противоречит 26 -му апостольскому прав. и свидетельствует о местной практике, к-рая была отменена 6-м прав. Трулльского Собора (691-692). 14-е прав. всем клирикам, не употребляющим мяса, предписывает однажды попробовать его или овощей, сваренных с мясом, чтобы показать, что они не гнушаются мясом, и только в этом случае воздержание могло быть поставлено им в заслугу; отказавшиеся следовать этому правилу извергаются из священного сана. Церковь одобряет воздержание ради стремления к святости у своих чад, в чем бы оно ни проявлялось, но осуждает еретическое воздержание из-за гнушения (Ап. 51, 53). В 14-м прав. нашла отражение борьба Церкви с представлениями, близкими к манихейству и разного рода гностическим сектам, утверждавшими творение материального мира злым началом и его изначальную греховность.
Послание заканчивалось 18 анафематизмами против Маркелла Анкирского, аномеев и (последний) - против сторонников никейского вероопределения. Несмотря на последний анафематизм, Собор был шагом к окончательной победе над арианством на Востоке.
Собор направил делегатов к имп. Констанцию II для противодействия только что возведенному на Антиохийскую кафедру Евдоксию, одному из лидеров аномеев. Посольство завершилось успешно, и Констанций отозвал утвердительную грамоту на поставление Евдоксия.